пятница, 20 мая 2011 г.

О МОЛИТВЕ


























Молитве надо учиться, как и всякому другому делу. Как говорил Святитель Феофан Затворник, "молитва есть наука, и она живоносна, не томительна, сердцем изучается, а не памятью и умом".


Словесная молитва, мысленная молитва, сердечная молитва. От чего происходит такое разложение молитвы на части? От того, что по нашей оплошности бывает, что иной раз язык произносит слова молитвы, а сердце не отзывается на них чувством. В первом случае молитва бывает только словесная и совсем не есть молитва; во втором — со словесной соединяется молитва мысленная, и это есть молитва несовершенная. Полная и настоящая молитва есть, когда со словом молитвенным и молитвенной мыслью сочетается и молитвенное чувство. Бывает по благодати Божией и одна сердечная молитва, и это есть духовная молитва, Духом Святым в сердце движимая; молящийся сознает ее, но не творит, а она сама в нем творится. Такая молитва есть достояние совершенных. Общедоступная и от всех требуемая молитва есть, чтобы со словами молитвенными всегда сочетаваемы были и мысль и чувство. Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами: то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величии, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубит-ся кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться, и наконец состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом и есть непрестанная молитва.

КАК МОЛИТЬСЯ?
Настроясь так, изрекай молитвы свои, всеусердно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца, как твои собственные, хотя они заученные. Не дозволяй вниманию своему отклоняться инуде (церковнослав. — в иное место. — Прим. ред.) и мыслям твоим улетать в сторону. Заметь, что внимание не рассеивается, когда сердце бывает в чувствах молитвенных. О сих чувствах потому и пекись паче всего. Не дозволяй себе спешить в молитвословии, а все его благого-вейно, как священное дело, с терпением доведи до конца.

Никодим Святогорец


КРАТКАЯ СПАВКА: Никодим Святогорец - афонский монах, богослов, почитается как святой в лике преподобных. Никодим знал Священное Писание наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов. Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань». Велики заслуги святого и в области издания Богослужебных книг. В 1796 году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы». Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» – греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов. В течение последних лет своей земной жизни он постоянно менял место жительства, вероятнее всего для того, чтобы найти лучшие условия, с одной стороны, для писания, а с другой - для изучения рукописей в разных монастырях. Слух о добродетелях и мудрости этого великого Отца быстро распространялся повсюду, и с духовными нуждами со всех концов Греции к нему приходило бесчисленное множество людей, чтобы найти внутреннее утешение.