вторник, 12 июля 2011 г.

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПЕРВОВЕРХНОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА




Сегодня весь православный мир празднует великий праздник, день славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла, сегодня заканчивается Петров пост.


Святой апостол Петр был родом из Галилеи, брат первозванного апостола Андрея. До призвания Господом назывался Симоном, был из простых рыбаков, неученый, но прост и добр сердцем. Проникнутый страхом Божиим, он соблюдал все Заповеди Божий, ходя пред Ним без порока во всех делах своих. После встречи с Господом близ моря Галилейского, услышав слова Его: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4: 19), с любовью последовал за Ним и стал одним из ревностных учеников Его. Господь любил апостола Петра за его простосердечие. А за свое высокое исповедание Божества Иисуса Христа: Ты еси Христос, Сын Бога живаго — святой Петр удостоился от Спасителя услышать в ответ:Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою (Мф. 16,: 16-18). Господь избрал из среды учеников Своих двенадцать апостолов для проповеди слова Божия, между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать право апостольства (Мф. 10: 2), утраченное им при отречении при пении петуха (Мф. 26: 34-74). Поэтому и сказано ему: И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16: 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получили апостолы и вся единая Вселенская Церковь, ибо Господь то же самое говорит и ко всем апостолам Своим: Приимите Дух Свят, и вслед за тем: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20: 22-23). Так Церковь связывает, Церковь разрешает, Церковь, основанная на краеугольном камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2: 20), связывает и разрешает.

Апостол Петр был участником и свидетелем величайших чудес Спасителя и важнейших событий Его земной жизни. Имея сильную веру и усердие ко Господу, он дерзнул просить у Него дозволения прийти к Нему по воде. Но, не имея до принятия Святого Духа совершенной твердости в вере, он, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи, спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: Маловерный, зачем ты усомнился. (Мф. 14: 28-31). Вместе с двумя другими учениками, Иаковом и Иоанном, святой апостол Петр удостоился видеть на Фаворе открытую им славу Преображения Господня и своими ушами слышал глас Бога Отца, свыше пришедший к Господу Иисусу. Когда Господь приблизился к вольным страданиям Своим, апостол Петр обнаружил свою ревность о Господе не только словом, сказав: Господи, с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти (Лк. 22: 33), но и делом, когда, извлекши меч, отсек им ухо раба архиерея. Петр ходил ко гробу после воскресения Христова и видел там пелены и плат. В третье Свое явление после воскресения Господь утром предстал на берегу озера, и когда по Его слову закинули сети и поймали 153 огромные рыбы, то Петр бросился в море и вплавь поспешил к берегу, узнал Учителя своего и из рук Его принял хлеб и рыбу. И когда ученики Христовы вкушали, Иисус вопросил Петра о любви Его, и апостол трижды отвечал: Господи, Ты вся веси (знаешь), яко люблю Тя (Ин. 21: 17). Он трикратное прежде бывшее отвержение исповедал трикратным ко Господу изъявлением любви и получил милостивое прощение и утверждение в апостольском служении. И глаголя ему Иисус во все три раза: Паси овцы (агнцы) Моя (Ин. 21: 54-17).

По сошествии Святого Духа апостол Петр стал богопричастным, духоносным и уразумел великую тайну искупления человечества и спасение в Церкви, созидаемой как столп и утверждение истины на краеугольном камне, на вере в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Святой Петр в один день проповедью присоединил до трех тысяч душ человеческих к Церкви Христовой, исцелил хромого, взывая: Во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи (Деян. 3: 6), и еще пять тысяч человек обратил ко Христу. Ананию и жену его Сапфиру за святотатство и ложь умертвил словом своим (Деян. 5). Во Иоппии воскресил умершую Тавифу (Деян. 9: 36-40). Даже тень проходящего апостола подавала исцеление недужным. Святая Церковь прославляет его, как «апостолов предначальника», ибо он первый исповедал Спасителя Сыном Божиим (Мф. 16: 16), первый начал проповедовать Его Воскресение, первый положил начало обращению язычников (Деян. 2: 14-36; 10: 34-48), крестив в Кесарии Корнилия сотника. В силе Духа Святого апостол обходил многие страны, проповедовал в Сирии, Понте, Галатии, Вифинии, Асии, утверждая Церкви, поставляя епископов. В Риме он имел состязание с Симоном-волхвом, который своим чародейством, волшебной хитростью обольстил кесаря Клавдия и народ римский. Святой Петр обличил его, и Симон-волхв был изгнан из Рима. Апостол Петр многих привел к правой вере и просветил крещением. Затем апостол Петр проповедовал в Испании, в Карфагене, Египте, был в Иерусалиме на Успении Божией Матери. Явившийся ему Ангел возвестил, что приблизилось его отшествие и подобает ему возвратиться в Рим, где надлежало как воздаяние за праведные труды принять крестную смерть. Апостола осудили на распятие. Петр же умолял распять его так, чтобы он под ноги Христа Распятого преклонил главу свою. И скончался на кресте вниз головою великий апостол Господень Петр, многими трудами и крестной смертью своей прославив Бога.

В тот же день память св. первоверховного апостола Павла (67 г.). Павел — величайший апостол, священномученик. Происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Он одобрил убиение архидиакона Стефана, принуждал людей порицать Господа Иисуса Христа (Деян. 26: 11) и даже выпросил у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду, где бы они ни появились, и приводить их в Иерусалим связанными (Деян. 9: 1-2). Однажды, это было в 34 г., на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывшихся там от гонений христиан, Божественный свет, превосходящий солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? (Деян. 9: 4). Савл спросил: Кто Ты, Господи? Голос ответил: Я Иисус, Которого ты гонишь (Деян. 26: 13-14). Савл ослеп от сиявшего Божественного света; он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи: В Дамаске апостол Анания крестил Савла, и тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он прозрел. Приняв святое крещение, Савл был наречен Павлом и сделался из волка — агнцем, из терния — виноградом, из плевел — пшеницей, из врага — другом, из богохульника — богословом. Получив от Господа указание о благовестии, апостол Павел стал проповедовать веру Христову среди иудеев и особенно среди язычников, странствуя из страны в страну и рассылая свои послания (числом 14), которые писал в пути и которые до сих пор ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта. Апостол Павел проповедовал Христа в Аравии, Палестине, Кесарии, Малой Азии, Греции, Италии и многих других странах, стремился распространить христианство как истинную веру в мировую религию, благовествуя о Боге, Создателе всего мира, о спасении во Христе, о покаянии, о суде и о воскресении мертвых. Могущество проповеди апостола было столь велико, что иудеи не могли ничего противопоставить силе Павлова учения (Деян. 9: 22); язычники сами просили его проповедовать слово Божие и целыми городами собирались слушать его (Деян. 13: 42-44). Сила слова апостола Павла сопровождалась чудесами: слово его исцеляло больных (Деян. 14: 10; 16: 18), поразило слепотой волшебника (Деян. 13: 11), воскресило мертвого (Деян. 20: 9-12); даже вещи святого апостола были чудодейственны: от прикосновения к ним совершались чудесные исцеления, а злые духи покидали одержимых (Деян. 19: 12). За благодеяния и пламенную проповедь Господь удостоил Своего верного ученика восхищения до третьего неба. По собственному признанию святого апостола Павла, он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12: 2-4). В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. От иудеев, — пишет он, —пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11: 24-27). Все свои нужды и скорби святой апостол Павел переносил с великим смирением и слезами благодарности (Деян. 20: 19), ибо в любое время готов был умереть за имя Господа Иисуса (Деян. 21: 13). Во Иерусалиме ему, уже находящемуся в узах, явился Христос и сказал:Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23: 11). Апостол был отправлен в Рим на суд кесаря. Во время плавания при кораблекрушении близ острова Мелита по молитве апостола все 276 душ спаслись. На острове он многих исцелил и привел к вере во Христа. Только через три месяца иным кораблем ап. Павел прибыл в Рим, где верные с радостью его встретили. В Риме два года с великой ревностью он всех учил вере и проповедовал Царствие Божие. Ап. Павел бесчестия и оскорбления за проповедь искал больше, нежели мы чести, смерти больше, нежели мы жизни, бедности больше, нежели мы покоя, печали больше, нежели другие радости, и молился за врагов больше, нежели другие молятся против врагов. Одно только было для него страшно и опасно — как бы не оскорбить Бога, а более ничто; равно и вожделенным для него не было ничто, кроме угождения Богу. Любовь ко Христу он ставил выше всего. С этой любовью он лучше желал быть в числе последних и наказываемых, нежели без нее в числе высших и получающих почести. В 67 г. святой апостол Павел как римский гражданин был усечен мечом; из раны истекла кровь с молоком. С другом и сотрудником своим святым верховным апостолом Петром, от Церкви воюющей, которую они утверждали на земле, перешел он в Церковь торжествующую — Небесную, где они славят Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога.