вторник, 3 мая 2011 г.

ПОМНИ О СМЕРТИ - И БУДЕШЬ ЖИТЬ ВЕЧНО























Люди не любят говорить о смерти – и даже, увы, многие православные. Часто о покойнике переговариваются шёпотом и даже с каким-то ужасом. Отпоют, потом поминки – и уже даже в начале поминок ловко переводят тему разговора от смерти к жизни, начинаются возлияния, при этом возникают явно светские, посторонние темы – и вот начинается форменное веселье.
Где же здесь первая христианская радость от проводов человека не в последний путь, а в жизнь вечную, навстречу Богу, Подателю и Источнику всех благ? Странно… Может, предпочитают не говорить о смерти из-за грехов покойного и из-за собственных неизжитых страстей? Мол, всё равно никому рая не видать – так чего ж его и поминать-то всуе? Однако Святые Отцы говорят нам постоянно – помни последняя своя, чтобы вовек не согрешить. И всё же основная причина замалчивания очевидна – эти люди попросту не веруют в Бога, в бессмертие. Верят во что-то иное – в здоровье, в мамону, в успех, в недвижимость, в политику и т.д. Однако чтобы прийти в себя и вести правильную жизнь – и правильно же воспринимать смерть, – надо покаяться и понять, что мы живём душепагубно, так, как жил когда-то блудный сын, отшедший на сторону далече и питавшийся со свиньями, то есть с бесами. Но покаявшись, мы возвращаемся к Отцу Небесному. То же – и в притче о блудном сыне. Он пришёл в себя. То есть покаялся и вернулся в отчий дом. И – получил первую одежду. Это, говоря прикровенно, одежда Адама. Так же как Христос, облёкшись в одежду из человеческой плоти, сбросил её, изъязвлённую страданиями, и людские грехи, на Кресте и по смерти, по воскресении получил от Отца новую одежду – светлую, святую плоть нетленную и бессмертную, без всякого греха. Это и есть понятие первой одежды. В такую одежду, точнее, в такую плоть был одет первый человек, Адам, до грехопадения. Он не мог ни умереть, ни утонуть, ни сгореть. И Господь прошёл сквозь закрытые двери в новой плотской одежде. Ученики испугались и закричали, думая, что это призрак, а Он попросил у них поесть – и поел, хотя в принципе не имел уже в этом нужду, но – ради их маловерия.
Я благодарен Богу безмерно за то, что Он дал мне дар веры. Прежде, вне веры, я был в отчаянии – ибо совершенно разочаровался в жизни, в том числе и в политической. Но постепенно, насыщаясь Божиим словом и знанием через Священное Писание и Предание Святых Отцов, я стал счастливейшим человеком. И хочу сказать – Господи, я достоин не рая, но ада. Но как я благодарен Тебе, что Ты дал мне веру! Вне её никакого смысла ни у кого не найдёшь, будут только блуждание и обман. Никакая красота искусства, никакая философия и литературные памятники, ни пирамиды и великолепнейшие языческие храмы… А вера в Тебя, Господи, сразу всё поставила на свои места, и я ожил. Мне стал понятен смысл жизни, вся история человечества, все войны, все репрессии, все вожди, все гении человечества. И во всём сиянии засиял Христос, который и вчера, и сегодня, и завтра – Один и тот же. Надеюсь, что именно этот дар только меня и спасёт. А сердце моё, увы, до сих пор страстное и необработанное, как огород, заросший полынью. Доброе семя посеяно, но сколько же там сорняков! И так трудно этот огород чистить!..

Протодьякон Николай ПОПОВИЧ