Георгий Михайлович Гречко – учёный, космонавт, наш друг, автор журнала «Переправа».
25 мая 1931 года, «в Ленинграде-городе, у Пяти Углов» в семье студентов-рабфаковцев Политехнического института родился сын Георгий. Он с отличием окончит Военмех и со студенческой скамьи начнёт работу с Сергеем Павловичем Королёвым. Как учёный, он причастен к запуску первых спутников, к полёту Юрия Гагарина. А потом началась новая страница в биографии Гречко.
…В октябре 1966-го он активно готовился к полёту в космос, был, по признанию Николая Петровича Каманина, лучшим из «гражданских», из учёных, которых наметили к работе в космосе. «Я сделал уже тридцать прыжков с парашютом, причем на большой высоте, с раскрытием до 40 секунд. И надо же такому случиться — ударился ногой о колышек, вбитый в землю и сломал ногу! Закрытый перелом!», - вспоминает Георгий Михайлович. Гипс от паха до кончиков пальцев. Каким-то чудом его оставили в отряде. Поддержали космонавт Владимир Комаров и фронтовой лётчик, генерал Николай Кузнецов, чувство благодарности к которым Георгий Михайлович сохранил на всю жизнь. А полёта пришлось ждать ещё почти девять лет. Тогда ожидание воспринималось как трагедия, но сегодня Георгий Михайлович считает, что именно за те девять лет стал профессиональным космонавтом: он много раз был в дублирующих экипажах, набирался опыта. Их с Виталием Губаревым длительный (со всесоюзным рекордом!) полёт был признан наиболее удачным и плодотворным полётом середины 1970-х. Они обживали, испытывали орбитальную станцию Салют-4. Тогда на орбите Гречко удалось в экстремальных условиях починить уникальный орбитальный солнечный телескоп, с помощью которого удалось получить данные, на семь лет опередив США. В специальной космической оранжерее Гречко вырастил горох…А ещё – снял в космосе фильм о работе на орбитальной станции, за который получил приз Московского кинофестиваля. Потом был полёт с Юрием Романенко, работа на орбитальной станции Салют-6 (Гречко снова был первопроходцем новой станции). Полёт, в котором Гречко стал мировым рекордсменом по длительности работы в космосе и совершил, с помощью товарищей, несколько научных открытий. В третьем полёте – на станцию Салют-7 – Гречко был автором небывало насыщенной научной программы. «Я думал, Джанибеков и Савиных меня обругают и побьют, а они сказали: «Добавляй ещё, нам понравилось работать так целенаправленно!», - улыбается Георгий Михайлович. Его открытая улыбка запомнилась миллионам людей, она стала одним из символов нашей победной, прорывной космонавтики.
«Что самое страшное в космосе? Невесомость? Оторванность от Земли, от семьи? Технические сбои? Мне кажется, самое страшное – говорить правду», - говорит Георгий Гречко. Как всегда, неожиданно, остроумно.
Георгий Михайлович – человек православный. Сегодня именно вера определяет его бытие. Мы желаем ему крепкого здоровья, лада в семье и новых открытий, к которым Вы не перестаёте стремиться и на девятом десятке блистательной жизни!!
Арсений Замостьянов