пятница, 8 апреля 2011 г.

ЧТО ТАКОЕ ВООБЩЕ «СТАРЦЫ»?























Старец это - берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю. Избрав старца, вы от своей воли  отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением.  

Этот  искус, эту страшную школу жизни обрекающий себя  принимает  добровольно  в  надежде после долгого искуса победить  себя,  овладеть  собою  до  того,  чтобы  мог наконец достичь,  чрез  послушание  всей  жизни,  уже  совершенной  свободы, то-есть свободы от самого себя, избегнуть  участи  тех,  которые  всю  жизнь прожили, а себя в себе не нашли Изобретение это, то-есть старчество,  -  не теоретическое,  а  выведено  на  Востоке  из  практики,  в  наше  время  уже тысячелетней. Обязанности к старцу  не  то  что  обыкновенное  "послушание", всегда бывшее и в наших русских монастырях. Тут признается  вечная  исповедь всех подвизающихся старцу и неразрушимая связь между связавшим и  связанным. Рассказывают, например, что однажды, в древнейшие времена христианства, один таковой послушник, не исполнив некоего послушания, возложенного на него  его старцем, ушел от него из монастыря и пришел в  другую  страну,  из  Сирии  в Египет. Там, после долгих и великих подвигов сподобился  наконец  претерпеть истязания и мученическую смерть за веру. Когда же церковь хоронила тело его, уже чтя как святого, то вдруг при возгласе диакона: «Оглашенные изыдите»,  - гроб с лежащим в нем телом мученика сорвался с  места  и  был  извергнут  из храма,  и  так  до  трех  раз.  И  наконец  лишь  узнали,  что  этот  святой страстотерпец нарушил послушание и ушел  от  своего  старца,  а  потому  без разрешения старца не мог быть  и  прощен,  даже  несмотря  на  свои  великие подвиги. Но когда призванный старец разрешил его от послушания,  тогда  лишь могло совершиться и погребение его. Конечно все это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных иноков спасался  на  Афоне  и вдруг старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как  святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей и идти сначала  в  Иерусалим  на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на Север, в Сибирь: «Там тебе  место,  а  не  здесь».  Пораженный  и  убитый  горем  монах  явился  в Константинополь ко вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот вселенский владыко ответил ему, что не только он,  патриарх  вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет да  и  не  может  быть  такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания,  раз  уже  наложенного старцем, кроме лишь власти самого того старца, который  наложил  его.  Таким образом старчество одарено  властью  в  известных  случаях  беспредельною  и непостижимою. Вот почему во  многих  монастырях  старчество  у  нас  сначала встречено было почти гонением. Между тем  старцев  тотчас  же  стали  высоко уважать  в  народе.  К  старцам  нашего  монастыря  стекались   например   и простолюдины и самые знатные  люди  с  тем,  чтобы,  повергаясь  пред  ними, исповедывать им свои сомнения,  свои  грехи,  свои  страдания,  и  испросить совета и наставления. Видя это, противники старцев кричали, вместе с прочими обвинениями,  что  здесь  самовластно  и  легкомысленно  унижается  таинство исповеди, хотя беспрерывное исповедывание своей души старцу послушником  его или светским производится совсем не как таинство. Кончилось однако тем,  что старчество удержалось и  мало-по-малу  по  русским  монастырям  водворяется. Правда пожалуй и то, что  это  испытанное  и  уже  тысячелетнее  орудие  для нравственного перерождения человека от рабства к свободе и  к  нравственному совершенствованию может обратиться в  обоюдоострое  орудие,  так  что  иного пожалуй приведет, вместо смирения и окончательного самообладания,  напротив, к самой сатанинской гордости, то-есть к цепям, а не к свободе.

Федор Михайлович Достоевский, «Братья Карамазовы»