понедельник, 25 апреля 2011 г.

ПРИНЦЕССА В «КАМЕНКАХ»

















У «Переправы» есть загородный центр. Это наш давний партнер - подворье Марфо- Марьинской обители в селе Каменки Волоколамского района, возглавляемое монахиней Иоанной. Активисты сообщества входят в попечительский совет подворья, а главный редактор журнала «Переправа» отец Михаил (Ходанов) в течение пяти последних лет служит священником в здешнем храме Иоанна Богослова. Дивное, красивое место, хотя и далековато от Москвы – более 100 километров. Но если вы хотите испытать благодать настоящей сельской литургии при чадящей печурке и удивительно мелодичном пении монахинь, в тесном приделе скромной недостроенной церкви, милости просим в село Каменки.


Именно здесь, в Каменках, и именно в такой «боевой» обстановке на Всенощную под Пасху, неожиданно для самих себя мы встретились с принцессой Маргаритой фон-Баден. Семидесятидевятилетняя представительница британского королевского двора, праправнучка принцессы Виктории - сестры основательницы Марфо-Марьинской обители Елизаветы Федоровны Романовой, приехала сюда в наши Палестины с неофициальным личным визитом. Никакой публичности, никакой прессы, никаких высокопоставленных сопроводительных лиц. И никаких, заметим, жалоб на неудобства, связанные с проживанием и передвижением: наша гостья – инвалид - колясочница. Она приехала, по ее собственным словам, встретить Пасху и отдохнуть душой. Когда на днях старец Илий спросил ее, понравилось ли ей что-нибудь в России, ее сиятельство, не задумываясь, ответила: «Каменки… Сколько там звезд! Все небо усыпано. Мы в Англии видим, дай Бог, одну».
… Служба шла уже четвертый час. Принцесса сидела в своей коляске в первых рядах молящихся и напряженно следила за ходом православной литургии. Краем глаза я иногда замечал: она молилась, она жила и дышала каждым словом отца Михаила. Шевелила губами, повторяя незнакомые русские слова «Христос воскресе!» Может быть, в этот момент в ней говорила родовая память, гены славянских предков – греков и сербов? Или ее тронула простота и непринужденность окружавших ее простых сельских жителей? О том, что эта худенькая пожилая женщина в коляске – британская принцесса, они узнали только в самом конце всенощной, когда отец Михаил сначала в знак уважения к знатной даме прочитал соответствующий Евангельский отрывок, помимо русского, еще и на английском языке, а потом обратился к гостье со словами приветствия. Поразительно: после Причастия люди подходили к принцессе и троекратно расцеловывались с ней, что вызывало у нее слезы радости и умиления. Впрочем, и в обычные дни Маргарита фон-Баден одинокой себя в подворье чувствовать не пришлось: за ней постоянно ухаживают девчушки-послушницы обители, с удовольствием оттачивающие на принцессе свои познания в английском.
Вообще Волоколамская земля тесно связана с историей дома Романовых. Здесь, в селе Осташево, в жалком полуразрушенном состоянии прозябает бывшая усадьба брата царя-мученика - Константина Романова, сыновья которого (Игорь и Олег) погибли на фронтах Первой мировой войны. (Надо же! – наследники трона, а воевали как простые смертные вместо того, чтобы набивать мошну в тылу на выгодных контрактах – именно так, думаю, и поступили бы «детки» нынешних правителей России). Они похоронены где-то на территории усадьбы, однако следы этих захоронений стараниями большевиков безнадежно утеряны.
Лондон издалека следит за судьбой Осташевской вотчины Романовых. Пару раз пытались вмешаться, помочь ее восстановлению… но, как всегда, сработала наша доблестная бюрократия: сами ничего не делаем и никому не дадим! Ура, да здравствует и долой!
Но принцесса не теряет надежды. По возвращении домой она, по слухам, хочет переговорить с принцем Чарльзом относительно оказания помощи родному теперь для нее подворью в Каменках, в котором трудами и молитвами матушки Иоанны и ее послушниц сохраняется добрая память о святой и праведной Елизавете Федоровне, 
мученице российской.


Александр Иванович Нотин