К писателю и главному редактору газеты «Завтра» Александру Андреевичу Проханову относятся по-разному. Кто-то его превозносит и чуть не боготворит, кто-то, не скрывая недолюбливает.
Я очень ценю и уважаю этого человека. Мы познакомились с ним несколько лет назад на Псковщине. Истово и ударно, словно по какому-то наитию и вдохновению свыше, без долгих раздумий и буквально в считанные месяцы мы свернули горы бюрократических согласований и натуральных гранитных глыб в ходе строительства дорогого для обоих «Священного холма», что под Изборском (см. на сайте «Переправы»). Одно время даже возмечтали собрать там же, у Холма деревенский сруб и на пару пойти работать там охранниками и экскурсоводами. Каждый в те дни ответно удостоился от Холма своих чудес: у А.А. Проханова не единожды ровно на шестьдесят минут останавливались электронные и простые механические часы, мне больше везло на неожиданные «случайные» встречи у Голгофы с епископом Псковским – Евсевием. А когда Холм освящался и вступал в постоянное служение - это было 27 сентября 2007 года, - прилетел аист, посидел, склонив голову, на могучем «плече» креста, а потом спланировал в тысячную толпу и пошел запросто гулять среди людей. Чем не чудо Божие?! Никогда – ни до, ни после этого – я не видел так близко от себя этой осторожной птицы.
И вот вчера, в первый день Светлой Седмицы мы созвонились. Вместе порадовались новой жизни с воскресшим Христом. «Знаете, А.И, - поделился со мной собеседник, - у меня радость. На крестный ход под Всенощную батюшка, несмотря на мою слепоту, доверил мне нести крест. Я нес его, изо всех сил всматриваясь в дорогу и стараясь не споткнуться, нес, как крест своей судьбы, и испытывал такое чувство благодарности к Господу…».
Он весь в этой фразе, мой друг. Он может быть очень жестким, властным, до грубости непримиримым, и вдруг, столкнувшись внутренне с чем-нибудь небесно прекрасным и, видимо, ему одному доступным (наверное, с тем, что духовники называют явным присутствием Божиим на земле), он вдруг резко меняется, и под маской оракула, политика, борца обнаруживается трепетное и ранимое сердце поэта.
Мы далеко не единодушны во взглядах. И, по сути, никогда не были. Проханов весь в полемике, весь в поиске и борьбе за Русскую Правду. Он верит в «имперский проект» и многих откровенно пугает и отталкивает яростной апологетикой Сталина. Нет для него страшнее и больнее сознания того краха, который постиг великую Россию в период либерального «реванша». Но в жизни он совсем другой. На берегу Псков озера ночи напролет мы спорили с ним о том, откуда придет спасение (сам факт его никто и не думал отрицать): из плоскости политики, разума, материи, или все же из метафизических глубин Святой Руси. Ездили в Псково-Печорский и Свято-Елиазаровский монастыри, молились. Мы шли к идее христианского синтеза как национальной идеи Росии с разных сторон. Думаю, Холм нас примирил де-факто, хотя де-юре мы еще долго не могли прийти к согласию. Теперь наши воззрения как никогда близки. России нужен Рывок в будущее, но искать для него стартовую площадку надо не в хитросплетениях лукавой политики (и столь же двуличных политиков), а в постепенном пробуждении, обновлении и преображении Русского Духа, который в должное время и в должную меру освятит и просветит людей, вооружая их Божьей премудростью и силой.
Да, и еще хорошая для всех новость. Александр Андреевич дал согласие время от времени публиковать на нашей странице свои посты, посвященные актуальным вопросам духовного возрождения России. Может быть, не так часто, как хотелось бы, но все же…. Думаю, от этого все мы, «переправщики», только выиграем.
Он весь в этой фразе, мой друг. Он может быть очень жестким, властным, до грубости непримиримым, и вдруг, столкнувшись внутренне с чем-нибудь небесно прекрасным и, видимо, ему одному доступным (наверное, с тем, что духовники называют явным присутствием Божиим на земле), он вдруг резко меняется, и под маской оракула, политика, борца обнаруживается трепетное и ранимое сердце поэта.
Мы далеко не единодушны во взглядах. И, по сути, никогда не были. Проханов весь в полемике, весь в поиске и борьбе за Русскую Правду. Он верит в «имперский проект» и многих откровенно пугает и отталкивает яростной апологетикой Сталина. Нет для него страшнее и больнее сознания того краха, который постиг великую Россию в период либерального «реванша». Но в жизни он совсем другой. На берегу Псков озера ночи напролет мы спорили с ним о том, откуда придет спасение (сам факт его никто и не думал отрицать): из плоскости политики, разума, материи, или все же из метафизических глубин Святой Руси. Ездили в Псково-Печорский и Свято-Елиазаровский монастыри, молились. Мы шли к идее христианского синтеза как национальной идеи Росии с разных сторон. Думаю, Холм нас примирил де-факто, хотя де-юре мы еще долго не могли прийти к согласию. Теперь наши воззрения как никогда близки. России нужен Рывок в будущее, но искать для него стартовую площадку надо не в хитросплетениях лукавой политики (и столь же двуличных политиков), а в постепенном пробуждении, обновлении и преображении Русского Духа, который в должное время и в должную меру освятит и просветит людей, вооружая их Божьей премудростью и силой.
Да, и еще хорошая для всех новость. Александр Андреевич дал согласие время от времени публиковать на нашей странице свои посты, посвященные актуальным вопросам духовного возрождения России. Может быть, не так часто, как хотелось бы, но все же…. Думаю, от этого все мы, «переправщики», только выиграем.
Александр Иванович Нотин