вторник, 21 июня 2011 г.

ТРАДИЦИЯ И СМЫСЛ МОЛИТВЫ ПО СОГЛАШЕНИЮ




«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

На основе этого указания в Православной Церкви практикуется так называемая «молитва по соглашению», когда при каком-либо тяжёлом положении: болезни, несчастье, бедствии и т. п. — двое или более христиан соглашаются вместе усиленно молиться за избавление кого-либо от постигшей его беды.
Такой молитвой пользовались отец Иоанн Кронштадтский и один из московских пастырей о. Константин Ровинский. По словам последнего, ему приходилось быть свидетелем многочисленных и чудесных случаев действенности такой молитвы: выздоравливали больные, приговорённые врачами к смерти; возвращались потерянное зрение, способность ходить; прекращались упорные приступы ненависти и т. п.
При молитве по соглашению отец Константин Ровинский читал четыре раза в день нижеприведённую молитву (утром, днём, вечером и ночью), которую также читали и те лица, с кем он соглашался молиться до тех пор, пока не наступало, по милости Господней, исполнения просимого в молитве.
Господи Боже наш, Иисусе Христе, Пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет вам от Отца Моего Небесного». С глубокой верой в непреложность слов Твоих и безмерное милосердие Твое просим Тебя — услышать рабов Твоих ( назвать имена просящих), согласившихся смиренно просить Тебя о бедствующем ( болящем, заблудшем и тому подобное) рабе Твоем ( имя) — да подаждь ему. ( изложить просьбу). Однако не как мы хотим, а как Ты, Господи; да будет на всё воля Твоя святая. Аминь.
Конечно, текст молитвы может быть по желанию изменён. Лишь бы молитва шла от любящих сердец и с твёрдою верою, что Господь слышит её и по премудрости Своей сотворит так, как будет лучше для того или для тех, о ком молятся. В зависимости от усердия молящихся и состояния того, о ком молятся, определяется и частота произнесения молитвы в течение дня.

Наиболее распространенным способом молитвы по соглашению является совместное чтение Псалтири. Особенно часто оно практикуется в Великий пост или другие многодневные посты. Собираются двадцать, сорок (количество не очень важно, двадцать – это просто по числу кафизм) православных христиан и читают, начиная каждый со своей кафизмы. Условно говоря, Аня – с первой кафизмы, Борис — со второй, Володя — с третьей и каждый день перемещаются вперед на одну кафизму. К прочтению кафизмы присоединяют список поминаемых. Каждый дает сколько-то имен, составляется общий список, и каждый прочитывающий поминает общий список.
Такая вот поучается совместная молитва – и Псалтирь каждый день совместно целиком прочитывается, и люди приобретают навык ответственной молитвы. Мы ведь иной раз попускаем себе сократить то, что, как нам кажется, только к нам относится, свое утреннее и вечернее молитвенное правило, а тут ты понимаешь, что если не прочтешь свою кафизму, всех подведешь; ты находишься в реальном молитвенном объединении со всеми. И это духовно очень полезно. Это может быть не только чтение Псалтири, а какого-либо канона, или иного правила – здесь нет единой схемы и стандарта. Еще раз повторю, на мой взгляд, это очень добрая современная молитвенная практика, которая нас побуждает во-первых, к соборности, а во-вторых — к ответственности.