среда, 15 июня 2011 г.

АЗЫ ДУХОВНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Происхождение души




Занятие седьмое. Происхождение души

Этим постом мы начинаем цикл занятий о душе человеческой, ее происхождении, сущности (характеристиках, свойствах и функциях) и, наконец, ее последней судьбе в вечности.
Сразу оговоримся: речь идет об одном из самых трудных разделов христианской антропологии. «Вот стар я уже, - писал блаженный Августин, - а и теперь так же не понимаю тайны происхождения души, как не понимал в юности».
Тайна – вот, пожалуй, самая верная характеристика происхождения и бытия души. Не потому ли, касаясь этих тем, Святые отцы предпочитали окружать их благоговейным молчанием, нежели объяснять?
Резюмируя все наиболее важное, что сообщает нам в этой связи Писание и духоносные Отцы, попытаемся кратко изложить учение православной церкви по данному вопросу.
Вопреки широко распространенной в древнем мире (Пифагор, Платон, Порфирий и др.) гипотезе о предсуществовании душ, наша церковь всегда держалась и поныне держится мнения о том, что они творятся Богом. Пятый Вселенский Собор выразил эту позицию достаточно ясно: «Церковь, последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после…».
Творение души есть не непосредственное творение Божие, но посредственное: Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения («плодитеся и размножайтеся»), которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, творит не из ничего, а от душ родителей.
Хотя души получают бытие через творение, однако, по учению Церкви, происходит это так, что на них переходит зараза прародительского греха.
Когда же именно творятся человеческие души, и как они соединяются с телами? Образование вещественного тела, учат Отцы, происходит в материнской утробе постепенно, а душа – существо простое (ударение на последнем слоге) – может твориться только мгновенно. По мнению Кирилла Александрийского, Августина, Феодорита и др., душа дается от Бога «в то время, когда тело образуется уже и соделывается способным к принятию оной». Отсюда вывод: младенец еще в утробе матери, то есть до своего появления на свет уже имеет образ Божий, уже становится «изображенным».
Какие наиболее распространенные заблуждения на этот счет встречаются в наши дни?
- Например, говорят, будто души, как и тела, происходят от семени родителей. Оно ложно и вредно потому, что отсюда следует утверждение о вещественности человеческой души и ее, следовательно, смертности вместе с телом.
- Далее, мнение о том, будто души происходят сами собой от души родителей подобно тому, как тела происходят от тел – такое допущение ведет к признанию делимости души и дальше, опять-таки, ее вещественности и смертности.
- Наконец, некоторые ошибочно считают, что души человеческие творятся Богом из ничего и посылаются Им в тела – это противоречит одному из ключевых догматов православия относительно распространения первородного греха от родителей на детей путем естественного рождения.
Особо же распространена (и, к сожалению, встречается даже и православной среде) гипотеза предсуществования душ, имеющая многочисленные и разнообразные ответвления, в том числе и совершенно не христианские: иудаизм, индуизм и др. Эта гипотеза предполагает, что все души человеческие существуют от создания мира, и до вселения в тело пребывают либо в соединении с Богом, либо в т.н. мировой душе, либо странствуют по телам животных, ожидая (в награду или в наказание) своего соединения с человеческим телом. В свое время в опровержение подобных взглядов решительно выступили Иустин Философ, Григорий Нисский, Василий Великий. Их аргументация вкратце сводилась к следующему:
Во-первых, против этого протестует весь наш жизненный опыт: коль скоро мы не помним ничего из своей «прошлой жизни», само допущение о некоей награде или наказании души как предпосылке их вселения в тело становится абсурдной.
Во-вторых, непонятно (и не может быть никак объяснено), чем и где была душа до соединения с телом, что она делала, для чего направлена в тело и др.
В-третьих, искажается правильное понимание роли самого тела, которое, в свете этого лжеучения, становится случайным (и потому малозначимым) вместилищем души.
В-четвертых, идея предсуществования открывает простор для дальнейших фантазии и измышлений, к примеру, для той же широко популярной сегодня идеи реинкарнации душ, совершенно уводящей от подлинного христианства.


Александр Нотин