пятница, 24 июня 2011 г.

РОССИЯ В ЕЕ ИКОНЕ





«Россия в её иконе». В Третьяковской Галерее проходит международная выставка «Святая Русь».


И звуков небес заменить не могли ей скучные песни земли…
(М. Ю. Лермонтов)

«Россия в её иконе» -так в 1917 году назвал один из своих очерков о русской иконе князь Евгений Николаевич Трубецкой, подсказывая читателям, что в стремлении понять и познать душу России невозможно не обратиться к традиции православной иконы. «Это настоящее народное творчество, его вершина и в духовном и в художественном плане, взросление народной культуры»(В. С. Кутковой). У русского народа есть замечательный творческий дар –умение воспринять и воплотить чужую культуру, обогатить её новым непреходящим смыслом. Так, привнесенное на Русь, христианство стало источником высокого вдохновения для всего русского искусства, основой русской культуры, духовным рождением России. Византийская икона была богословски и художественно совершенна, и поэтому история русского искусства начинается сразу с недостижимой высоты Откровения- Откровения Православного Образа. Из Константинополя на Русь прибывает Сама Пресвятая Богородица, Её чудотворный Образ, названный позже Владимирским. И, если вспомнить слова Богородицы, сказанные художнику и евангелисту Луке, запечатлевшему Её впервые : Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет", то станет понятно, почему отныне Россия именуется Домом Богородицы. Отныне, русская земля становится Храмом, устроенным по образу Иерусалима земного во образ Иерусалима Небесного. Сама Святая Русь теперь - пространственная и зодческая икона, наполненная святынями. Монастырю и городу теперь принято поклониться как образу Святого Града. Они представлялись средоточием духовного образа человека и ландшафта, отражавшего национальный принцип организации пространства, творческое упорядочение природного окружения и создания тем самым обновленного образа русской земли, освященного идеей Дома Божьего[1]. Образы обителей и городов, уподобляемых Иерусалиму, создавали карту святых мест, отраженную в паломнической иконе, сакральную топографию, распространяя Образ Нового Иерусалима на всю Россию. И радостно, и символично, что сейчас восстанавливается ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, храм-крипта с Кувуклией Гроба Господня в ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, восстанавливается иконичный образ Святой Руси. Так же символично открытие уникальной по масштабу и концепции выставки древнерусского искусства «Святая Русь», проходящей в Третьяковской Галерее на Крымском Валу. Она представляет «вещественный образ Святой Руси — Руси православной, хранящей себя в благочестии и чистоте, Руси подвижников и молитвенников, Руси боголюбивых государей, мысливших свое царство как прообраз и преддверие Царствия Небесного»[2].

[1] Зарицкая О. На границе земного и небесного Русские монастыри в гравюре XIX века.

[2] Пресс-релиз на Официальном сайте выставки.





Голдинова Мария, искусствовед, аспирант ГАСК.