Этот жук имеет две группы желез, вырабатывающих жидкость, которая хранится в специальных мешочках и в случае опасности изливается в настоящую «камеру сгорания». Затем сразу же следует взрыв, благодаря чему жидкость выбрызгивается. Все это вместе напоминает механизм ракеты с жидким топливом. Жидкость представляет собой ядовитую смесь: 10 процентов гидрохинона и 28 процентов перекиси водорода. (В экспериментальной пробирке такая смесь взрывается мгновенно.) Жук хранит эту смесь в мешочках вместе с веществом, препятствующим ее взрыву. Когда смесь попадает в «камеру сгорания», ограничитель нейтрализуется и происходит взрыв. Попытайтесь только представить себе, как могла бы возникнуть подобная система путем случайных изменений (мутаций) и естественного отбора. Жук должен был бы не только развить весь аппарат соответствующих органов: желез, накопительных мешочков, «камеры сгорания» и трубочек, но и обеспечить наличие сразу четырех химических веществ: гидрохинона, перекиси водорода, вещества-ограничителя и нейтрализатора. Для получения этих веществ требуется сложный химический процесс. Как мог бы жук по чистой случайности произвести все четыре вещества одновременно и в нужных количествах? И, кроме того, необходимо смешать их в нужном месте и в нужный момент, так как иначе он может поплатиться своей жизнью!
Если бы весь этот сложный механизм был выработан в процессе постепенной эволюции, для этого потребовались бы миллионы поколений жуков! Причем промежуточные стадии развития могли бы оказаться для жуков критическими. Только представьте себе, что жук развил все необходимые органы (что уже само по себе является чудом!), но не приготовил еще нужные жидкости. И вот при приближении врага он направляет на него свои дула, но... ничего не происходит, так как оружие еще не готово. «Ам!» – и нет жука. И так продолжается на протяжении жизни многих поколений. Затем каким-то чудом у жука развивается способность изготавливать два химических вещества и смешивать их в накопительных мешочках. «Бах!» Следует взрыв – и нет жука. И опять это продолжается в течение жизни многих поколений, до тех пор, пока наконец у жука не вырабатывается вещество-ограничитель. Великолепно! Нет больше взрывов, он направляет свои дула на обидчика, но... ничего не происходит. У жука еще не выработался механизм нейтрализации ограничителя в нужный момент. Итак, снова: «Ам!» – и нет жука. И снова проходят многие поколения. И при всем при том мы должны предположить, что все эти взрывавшиеся и съеденные жуки тем не менее продолжали давать потомство! В противном случае их вид бы вымер.
Но наконец все уже готово. В распоряжении жука имеются нужные компоненты: два исходных вещества, ограничитель и нейтрализатор, который срабатывает тогда, когда это нужно. Процесс эволюции завершен. Но здесь наступает самое худшее. К жуку приближается прелестная самка. Жук направляет на нее свои дульца и стреляет... Увы, утрачена единственная для него возможность создать семью! Как же он мог это совершить?
Оказывается, у него еще не выработался – самое трудное – инстинкт узнавания: когда, в какой момент нужно стрелять... чтобы попасть во врага, а не в свою возможную подружку. Без этого инстинкта он так и останется одиноким в этом мире...
Я верю, что существование этого маленького жука и тысяч других удивительно сконструированных тварей не может быть объяснено никаким эволюционным процессом, но обязано созидательному творчеству всемогущего Бога.
Бен ХОБРИНК
(из книги «Эволюция. Яйцо без курицы». М., 1993)