вторник, 26 апреля 2011 г.

МЫСЛИ О ПАСХЕ И ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ СМЕРТИ


























Наступили дни светлой пасхальной седмицы. Христиане каждый день после Божественной Литургии совершают крестные ходы вокруг храмов с кроплением водой и чтением Евангелия. Всю неделю по вечерам совершается особенно красивая и весьма короткая вечерняя служба. Все песнопения и молитвы пасхальных служб пронизанные мыслью о Воскресшем Господе Иисусе Христе. Поэтому в дни Пасхи христианам следует с особой благодарностью и благоговением размышлять о главном в их жизни - о том, что после смерти и воскресения Христа нм открыты двери в жизнь бесконечную и вечное блаженство. 
Итак, каким же образом мы всего этого достигнем?
Святая Церковь устами Святых Отцов учит, что Господь по любви к людям вочеловечился и принял на себя нашу плоть, изъязвленную грехами и пороками. Но не то, чтобы Он сам при этом стал порочным и грешным, нет. Христос лично не соделал никакого греха. Он – безгрешен и в большом и в малом, во всем. Но плоть его человеческая была греховна в том смысле, что она несла в себе последствия грехов – смертность и тленность. Отсюда и страдания на Кресте, страдания невинного Богочеловека. Через страшные мучения и вольное распятие Он, как плотской Человек, прошел через смерть, но как Бог пребывал бессмертным. Именно поэтому смерть и дьявол не могли удержать в своих ледяных объятиях Богочеловека, и Его добровольные страдания любви привели к тому, что Он через муки и пролитую невинную кровь полностью выправил и освятил человеческое тело, которое имел, восстановил его в прежней красе и славе, соделал его плотью, которой обладал Адам до грехопадения – бессмертной, святой, поистине совершенной. И вот в такой преображенной плоти Он явился апостолам, пройдя сквозь двери, и те поначалу закричали от ужаса, думая, что перед ними призрак.
Эта преображенная плоть Христова – залог и нашего грядущего воскресения. Но какое отношение к воскресению Господа и преображению Его плоти имеем мы? Это же Его плоть и Его воскресение, а не наши. Мы-то тут при чем?
А вот при чем. На Тайной Вечери Господь основывает свою Церковь Христову из верных Ему учеников и преподает Им свое Тело в виде хлеба и Кровь в виде вина. Через пожизненное участие в этом Таинстве, вкушая под видом этих веществ истинное Тело и истинную Кровь Христову, мы тем самым преображаем свое тело и шаг за шагом подводим его к состоянию бессмертия. Но это подведение не совершается автоматом. Для преображения телесного нужна работа духовная. Нужна молитва покаяния, пост и добрые дела, свидетельствующие о нашей любви к Богу и ближнему. Нужна и святая ненависть ко греху.. Недаром Святая Церковь называется Телом Христовым. Входя в ограду Церкви и живя в соответствии с Ее духовными закону, мы постепенно преображаем и душу и тело, соделываемся святыми.
Вы спросите: а почему тогда по-прежнему царствует смерть? И почему те, кто сподобился великой святости, тоже все равно умирали? Ответ здесь такой: смерть царствует потому, что человечество, увы, отходит от Христа и с течением веков в этот отход становится все более и более замерным. Люди предпочитают привычные вещи, а любое самоограничение и воздержание досаждают им, мешая погружаться в столь привычные для них страсти, в которых они и варятся всю свою жизнь, а потом умирают, уподобясь скотам бессмысленным. А смерть людей добродетельных и святых есть переход в жизнь вечную – жизнь, где «око не видело и ухо не слышало и не всходило то на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его». Но почему все-таки через смерть? Ну, во-первых, то, что велико у людей, не так велико у Бога. Сами святые признавались, что чем ближе они приближались к Богу, тем сильнее осознавали свое недостоинство и греховность. И это никакая не красивая поза, нет. То, что для рядового человека считается мелочью жизнью, при достижения определенного уровня святости вырастает в огромнейшую проблему и так далее. Во-вторых, все мы – ученики Христовы и Его последователи. Поэтому мы не ищем наслаждения и восторгов. Наш путь – тернист и мучителен. Господь говорит: «Как ненавидят Меня, так будут ненавидеть и вас». Так что мы должны жить по образу жизни Христа. Как Он кончил жизнь? На Кресте. Был на нем распят и умер. И на третий день воскрес. Так вот – раз мы Его ученики, значит, и мы должны пройти путь Спасителя и в конце жизни, как и Он, пересечь черту смерти. Таков закон уподобления по любви. Но печалиться не надо. Там, за смертью, начнется такая полнота жизни, по сравнению с которой наше нынешнее бывание – как тень, как тусклое отражение на мутном стекле величественного и ярчайшего солнца.
Аминь.

Отец Михаил Ходанов, духовник «Переправы»